Месяц Ахекан, богиня Иннин (Инанна) и храм в Гарни
Считается, что: Ахекан или Ахеки (арм. Ահեկան) — девятый месяц древнеармянского календаря. Ахекан имел 30 дней, начинался 8 апреля и заканчивался 7 мая.
Название месяца восходит к слову «ахракан» (арм. ահրական) и связано с огнепоклонством.
В армянском календареведении название месяца также употреблялось как «харуанц» (арм. հարուանց), что связывалось с земледельческими работами, в частности с сенокосом. [Wikipedia]
Но всё это большая ошибка.
В действительности, название этого месяца происходит от др.армянского слова aheak "левый".
![]() |
Джаукян.Г. "Армянский этимологический словарь" (aheak, -i, -ac "левый") |
И, как известно, леворукой считалась богиня Инанна !!!
Таким образом девятый месяц Ахекан, это месяц посвященный леворукой богине матери Инанне, имя которой, как-раз и происходит от армянского названия числа 9 - inn (см.видео ниже).
Так же ошибочно полагают, что храм в Гарни был посвящен богу Митре или Михру. Храм этот посвящен богине матери Иннин и именно поэтому в храм ведут именно 9 массивных ступеней.
![]() |
Храм Гарни. Армения. |
Более того, становится понятно, почему от крепости Гарни до дворца цариц, царь Хосров распорядился насадить деревьями армянское название которых Mayri "кедр" созвучно с армянским Mayr "мать".
Этот храм воздвигнут в честь матерей потерявших своих сыновей в войне с массагетами.
Фрагмент из Истории Фавста Византийского:
И вот на некоторое время настал мир в стране Армянской, и издал указ царь Армянский Хосров выдать мужам отважным заслуженные ими награды, ибо отдали они себя во имя Великой земли Армянской в битвах на полях сражений.
И отдал он воеводе Ваче истоки Джанджанака, Джерабашха и Цэлу гэлуха со всеми окрестными гаварами вместе и также [роздал] превеликие дары другим нахарарам...
И отдал царь приказ воеводе своему со всех земель собрать и принести диких орехов кедровых и посадить их в Айраратском гаваре, начав с мощной царской крепости, называемой Гарни, до поля Мецамор к холму, называемому Двин, что на северной стороне от великого города Арташата, и вниз по реке до дворца Цариц насадить орехов. И назвал имя тому Храм Кедровый” (Фавст Византийский. перевод наш).
Таким образом, из приведенного текста становится очевидным, что речь здесь идет не об обыденном насаждении леса, а о явлении издревле глубоко традиционном и полном символического смысла. Совершенно не случайно кедры сажают начиная с крепости Гарни (символа мужества и могущества) до дворца Цариц (символа женственности и красоты).